Мифы, байки, сказки и истории, передающиеся из уст в уста, древнейший способ общения. Для того чтобы донести до ребенка важную мысль, чему-то научить, нужно говорить с ним на одном языке. Язык фантазии и воображения – понятен, прост и более отзывчив. Психолог Бруно Беттельхейм в своей книге подчеркивает значимость сказок, как способа преодоления тревог и конфликтов, с которыми сталкиваются дети.

В сказочных историях поднимаются важные вопросы – соперничества, одиночества, страхов. Слушая их, дети неосознанно находят в них что-то похожее, на их собственную жизнь. Детское мировоззрение своеобразно — «взрослый» мир для них, сродни другой планете. Порой проблемы, встречающиеся вашему чаду, имеют простое «взрослое» решение, но оно оказывается бесполезно в силу недопонимания и не умения подобрать правильные слова. Важно дать понять ребенку, что он не один, что ваша помощь поможет справиться ему с любыми проблемами.

Как метод, используемый в психологии, сказкотерапия относится к арт-терапевтической группе. Так как в ней существуют образы, есть место воображению, ассоциациям. В основе работы метода, лежит связь реальности, персонажей и их поступков в сюжете, и отражение этого в бессознательном.

Сказкотерапия для детей. Польза для общего развития

Фантазия помогает анализировать окружающий мир, значит, сказкотерапия является универсальным и доступным методом коррекции фобий и различных поведенческих проблем (капризы, ложь, агрессия, застенчивость и пр.). С помощью этого метода, родители могут формировать у малыша способность отличать хорошее от плохого, развивать речь, научить различать и выражать эмоции, помочь в раскрытии творческих способностей. Изучая поведение любимых сказочных персонажей, детки учатся взаимодействовать с окружающим миром. Терапевтические сказки позволяют обмениваться опытом и знаниями в игровой форме.

Сказкотерапия. Как Змей-Горыныч и Алеша Попович детей лечили

В чем еще заключается польза этой методики? В улучшении детско-родительских отношений. Проводя время со своим чадом, уделяя ему внимание, родитель становится ближе, появляется чувство защищенности и безопасности, снижается тревожность. Сказка, рассказанная с любовью — лучшее лекарство.
Конечно, работая со сложными ситуациями, следует обращаться к специалисту. Психолог поможет выбрать правильную траекторию работы с ребенком, подобрать подходящие сказки, притчи, басни.

Сказкотерапия в глазах врачей. Признана ли такая методика?

Официально, сказкотерапия является молодой наукой, но уже признанной и активно развивающейся. Международный институт комплексной сказкотерапии, под руководством Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой, осуществляет подготовку специалистов в данной области.

Некоторые соматические заболевания имеют в своей основе психологические проблемы, поэтому для выздоровления необходим комплексный подход – помощь врача-специалиста и психолога. Ведь по определению ВОЗ, здоровье человека заключается не только в физическом, но и в его душевном благополучии.

Методика работы с терапевтическими сказками широко практикуется психологами, не только для работы с детьми, но и с взрослыми. Существует целый блок тренинговых мероприятий в психотерапии зависимостей, посвященный работе со сказками. Взрослые, равно как и дети, хорошо отзываются на образы вымышленных историй – охотнее включаются в работу, идут на контакт со специалистом.

Сказкотерапия как средство образования

Работа со сказками полезна не только для решения психологических проблем, но и для образования и воспитания ребенка. Существуют специальные «дидактические сказки». Они используются воспитателями и педагогами для игрового обучения. В форме истории легче подать смысл знаний, раскрыть и сделать понятнее новый материал. Вспомните, как объясняют детям правила дорожного движения. Чаще всего, придумывается рассказ с одушевленными светофорами, или история про ребенка и инспектора, который учит малыша, как не попасть в беду на дороге.

Сказкотерапия. Как Змей-Горыныч и Алеша Попович детей лечили

Данный метод доступен не только опытным психологам, но и родителям. Важно придерживаться основных принципов:

— бережно относиться к детской психике;
— лучше воспринимаются рассказы перед сном или утренние;
— соблюдать баланс между положительными и негативными моментами в рассказываемой истории;

Как работать:

1) Истории можно не только рассказывать уже готовые, но и придумывать вместе с ребенком, адаптируя под конкретную ситуацию (зайчик боится оставаться в садике, мишка учится убирать игрушки и т.д.);
2) Рассказать начало и предложить ребенку продолжить (помогает диагностировать проблему);
3) «Рассказ наоборот» — поменять местами добрых и злых героев (развитие воображение, отличие хорошего от плохого);
4) Мини-спектакль: выбрать из игрушек или смастерить героя, с которым будет ассоциировать себя ребенок, придумывать сюжеты уже исходя из характеристик этого героя.

Для того чтобы ознакомиться с техникой сказкотерапии, можно ознакомится с книгами и видео-материалами таких признанных авторов как: Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, И.В. Вачков, А.В. Гнездилов, Р.М. Ткач, О.В. Хухлаева.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

11 − 2 =